1

Композиция фотографии.

Работа с сеткой.

Правила композиции не были установлены раз и навсегда. Они направляют фотографа, как это делает разлинованный лист для написания ровных предложений. Фотография – это графическая среда. Как и в рисовании, снимок обычно создается на двухмерной поверхности с границами по четырем сторонам. Эта рабочая поверхность – чистый лист.   Как только точка появится на плоской поверхности, образуется композиция, представляющая отношение точки и ее положения к рамке кадра. Как только появятся новые точки, они будут рассматриваться относительно друг друга и относительно четырех сторон. Размещение элементов и их взаимодействие в пределах ограниченного пространства может передавать особое значение для наблюдателя, это как структура и интонации языка.

В данной статье будет рассмотрен один аспект композиции, а именно графическая композиция.

Урок фотографии

Графическая композиция признается человеческим разумом как приятная и содержательная через гармонию или дисгармонию ее элементов. Мы постоянно придумываем правила деления графического пространства. Основным является построение сетки, и наиболее простой является простой прямоугольник с границами по четырем сторонам, который мы разделяем на равные участки, получая сетку.

Одним из старейших правил графической композиции является правило трех частей. Это когда прямоугольное пространство делится равно двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, что происходит из популярного формата 35мм пленки 24×36мм, или 2:3.

Правильная композиция в фотографии

35мм кадр представлен соотношением 2:3. Рисунок выше демонстрирует кадр, поделенный на сетку, состоящую из трех горизонтальных и вертикальных частей.

Построение кадраРасположение коробки с яйцами на данном снимке соответствует графической сетке правила трех частей композиции. Края коробки выровнены по двум горизонтальным линиям, в то время как белое яйцо расположено на осевой точке пересечения двух линий.

Координатная сеткаКоординатная сетка накладывается на фото ниже

Накладываемые красные линии демонстрируют, насколько близко совпадение композиции с сеткой. Разум интуитивно распознает эту систему линий, лежащую в основе, поскольку находится в поиске визуального порядка для расположения элементов. Это инстинктивное открытие схоже с обнаружением гармонии при прослушивании музыки

Накладываемые красные линии демонстрируют, насколько близко совпадение композиции с сеткой. Разум интуитивно распознает эту систему линий, лежащую в основе, поскольку находится в поиске визуального порядка для расположения элементов. Это инстинктивное открытие схоже с обнаружением гармонии при прослушивании музыки

 

Правило сетки трех в общих чертах основано на одной из старейших гармоничных структур сетки, называемой Золотым сечением. Золотое сечение рассматривает линию, разделенную таким образом, чтобы соотношение двух частей было 8:5. Стороны Золотого прямоугольника имеют то же соотношение, и когда прямоугольник равно делится сеткой, которая соответствует данному соотношению, формируется набор равноотстоящих прямоугольников. Выравнивание нашей композиции в пределах структуры данной сетки таким образом, чтобы линии совпадали с линиями сетки, а объекты располагались в точках пересечения, по-настоящему приятно для глаз.

Конечно, сделать «по-настоящему приятное» фото не всегда входит в намерения фотографа, в этом случае объекты и линии композиции могут быть намеренно перемещены за границы сетки, чтобы вызвать у наблюдателя чувство дисгармонии. В любом случае, работая по сетке или против нее, человек получит сообщение, заложенное в снимке, опираясь на интуитивную сетку.

Правило сетки трех предлагает использование  ассиметричной композиции, однако композиция также может быть симметричной. Для этого нужно работать с более симметричными сетками.

Сетка, изображенная выше, Золотое сечение, основанное на соотношении 8:5, визуальная гармония, признаваемая в течение долгого времени. Греки применяли это божественное соотношение при строительстве храмов, таких как, например, Парфенон.

Сетка, изображенная выше, Золотое сечение, основанное на соотношении 8:5, визуальная гармония, признаваемая в течение долгого времени. Греки применяли это божественное соотношение при строительстве храмов, таких как, например, Парфенон.

Одно из наиболее простых применений сетки – это расположение линии горизонта. Низкое положение делает ударение на верхнюю часть изображения, и наоборот. Размещение линии горизонта прямо посередине не подчеркивает какую-то особую часть

Это положение грозового неба в самой нижней части сетки позволяет ему доминировать на изображении, что в свою очередь передает сообщение о просторе и широте картины

Это положение грозового неба в самой нижней части сетки позволяет ему доминировать на изображении, что в свою очередь передает сообщение о просторе и широте картины

правильное построение кадра

Благодаря основной разделительной линии (это не обязательно должна быть линия горизонта), расположенной на линии сетки в верхней трети, визуальный акцент сделан на потрескавшейся земле внизу. Песок указывает на то, что я смотрю на пустыню, но обширная площадь земли, покрытой трещинами, рассказывает мне историю опаленной солнцем земли.

Очень важно помнить о том, что главное в композиции это понимание и использование всей площади кадра для построения повествования. Большинство новичков располагают свой объект в центр кадра, не принимая во внимание окружающее пространство, завершающее картину. Готовый кадр должен рассказывать историю. Требуется навык, чтобы устанавливать отношения не только между объектами в пределах кадра, но и, что особенно важно, отношение объектов ко всему кадру в целом. Элемент, введенный в кадр и не помогающий главному объекту или идее, наоборот, причиняет им вред. Важно то, что включается. Куда оно включается, и каково его отношение ко всему остальному в кадре, много значит для хорошей композиции.

Здесь объекты располагаются на изученной сетке, их отношение друг к другу подчеркивает рисунок. Узор скатерти дополняет ее, форма и расположение каждой коробки с томатами соответствуют также сетке, а форма квадрата становится очевидным выбором для формата изображения. Если бы этот снимок делался перевернутым в любую сторону, это была бы просто фотография томатов. Вместо этого, объекты намеренно выровнены по сетке, мысленно накладываемой на картину, и ритм, созданный этой сеткой, становится главной темой фотографии.

Здесь объекты располагаются на изученной сетке, их отношение друг к другу подчеркивает рисунок. Узор скатерти дополняет ее, форма и расположение каждой коробки с томатами соответствуют также сетке, а форма квадрата становится очевидным выбором для формата изображения. Если бы этот снимок делался перевернутым в любую сторону, это была бы просто фотография томатов. Вместо этого, объекты намеренно выровнены по сетке, мысленно накладываемой на картину, и ритм, созданный этой сеткой, становится главной темой фотографии.

Здесь представлена ситуация, когда умышленное симметричное расположение объекта иллюстрирует красоту симметрии в природе.  Необходимо помнить, что, как только мы решили, какая форма будет у нашего изображения, мы начинаем работать с сеткой. Дальнейшее деление кадра обеспечивает более организованную площадь поверхности, которая может быть использована для ведения нашего повествования.

Здесь представлена ситуация, когда умышленное симметричное расположение объекта иллюстрирует красоту симметрии в природе.
Необходимо помнить, что, как только мы решили, какая форма будет у нашего изображения, мы начинаем работать с сеткой. Дальнейшее деление кадра обеспечивает более организованную площадь поверхности, которая может быть использована для ведения нашего повествования.

Хотя здесь и были представлены две наиболее популярные сетки в графической композиции, они не являются единственными. Для большинства целей достаточно простого деления площади пропорционально и создания увеличенной сетки в соответствии с пропорциями. Большинство сеток, указанных ниже, следуют этому принципу.
композиция

 

как научится видить кадр

как построить фотоснимок

Я всегда работаю с сеткой на экране моей камеры. Сейчас это даже проще, поскольку большинство современных камер имеют встроенные линии сетки, которые могут подсвечиваться и накладываться на рамку видоискателя.

пример фотографии

сетка

Данное фото демонстрирует то, что сетка работает даже на портретах.


admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *